Blues

Статья про музыкальный жанр blues - происхождение, развитие и кто виноват в появлении современной блюзовой музыки.

Послушать blues

blues

Краткое содержание о Блюзе

Blues (Блюз) - музыкальный жанр и музыкальная форма, происходящая из сообщества афроамериканцев с юга США (так называемый Deep South), примерно с 1870-х годов. Блюз включал в себя спириты, рабочие песни, полевые выкрики, песнопения и рифмованные простые повествовательные баллады. Слово blues происходит от термина "blue devils". Этот термин впервые использовал Джордж Колман в одноактном фарсе "Blue Devils" (1798 года).
Тема блюза часто сосредотачивается вокруг реалистично оформленных женских и мужских отношений (любовь, ревность, верность, одиночество). Не раз затрагивались темы путешествий, заработка, свободы. В блюзовых текстах также присутствует критический социальный акцент, от расового неравенства до политических вопросов.
Основными инструментами современного блюза являются губная гармоника, гитара и духовые инструменты или фортепиано, в то время как в первоначальных вариациях этого жанра использовались в основном примитивные ударные инструменты (барабаны, колокольчики) и эффект хлопающих рук.

История Блюза

Происхождение


Первой разновидностью блюза был так называемый сельский блюз (country blues), возникший во второй половине XIX века на юге США в штатах: Миссисипи, Алабама, Луизиана, Джорджия (и др. В начале XX века, благодаря эмиграции афроамериканцев с юга в северные города США, блюз стал составляющей городского фольклора, и здесь начала формироваться его новая разновидность - urban blues.
Со временем из первоначальной чисто вокальной формы блюз стал превращаться в вокально-инструментальную песню, исполняемую в сопровождении (чаще всего) гитары или банджо, пока наконец не стали формироваться инструментальные блюзы (сначала фортепианные, потом оркестровые). В конце первой половины XX века в негритянских гетто великих американских городов родилась новая разновидность блюза, более живая, более спонтанная и стихийная, поддерживаемая более быстрыми темпами, называемая Rhythm & Blues. Несколько лет спустя именно эта разновидность, поглощенная индустрией развлечений и популярная в белом мире, дала начало рок-н-ролу, а через него всей последующей и развивающейся на сегодня в различных стадиях рока и связанной с ним музыки. В 1940-х годах блюзовая схема была адаптирована некоторыми джазовыми музыкантами, став основным направлением в этой музыке.
Первая публикация блюзовых нот, возможно, была "I Got the Blues", опубликованная Нью-Орлеанским музыкантом Антонио Маджио в 1908 году и описанная как "самая ранняя опубликованная композиция, известная как связь состояния наличия блюза с музыкальной формой, которая станет широко известной как "блюз". "Dallas Blues" Харта Уонда был опубликован в 1912 году; "The Memphis Blues" У. К. Хэнди последовал в том же году. Первой записью афроамериканской певицы стало исполнение Мэми Смит в 1920 году песни Перри Брэдфорда "Crazy Blues". Но зарождение блюза произошло несколькими десятилетиями раньше, вероятно, около 1890 года. Эта музыка плохо документирована, отчасти из-за расовой дискриминации в американском обществе, включая академические круги, а отчасти из-за низкого уровня грамотности среди сельских афроамериканцев в то время.
Сообщения о блюзовой музыке в Южном Техасе и на Глубоком Юге (юго-восточный регион США) были написаны на заре 20-го века. Чарльз Пибоди упомянул о появлении блюзовой музыки в Кларксдейле, штат Миссисипи, а Гейт Томас сообщил о подобных песнях в Южном Техасе примерно в 1901-1902 годах. Эти наблюдения более или менее совпадают с воспоминаниями Джелли Ролла Мортона, который сказал, что впервые услышал Блюз в Новом Орлеане в 1902 году; Ма Рейни, которая вспомнила, что впервые услышала Блюз в том же году в Миссури и У. К. Хэнди, который впервые услышал Блюз в Тутвилере, штат Миссисипи, в 1903 году. Первое обширное исследование в этой области было выполнено Говардом У. Одумом, который опубликовал антологию народных песен из округа Лафайет, штат Миссисипи, и округа Ньютон, штат Джорджия, между 1905 и 1908 годами. Первые некоммерческие записи блюзовой музыки, названные полом Оливером прото-блюзом, были сделаны Одумом в исследовательских целях в самом начале 20-го века. Теперь они потеряны.
Другие записи, которые все еще доступны, были сделаны в 1924 году Лоуренсом Геллертом. Позже несколько записей были сделаны Робертом У. Гордоном, который стал заведующим архивом американских народных песен Библиотеки Конгресса США. Преемником Гордона в библиотеке был Джон Ломакс. В 1930-е годы Ломакс и его сын Алан записали большое количество некоммерческих блюзовых записей, которые свидетельствуют об огромном разнообразии прото-блюзовых стилей, таких как полевые и круговые выкрики. Запись блюзовой музыки в том виде, в каком она существовала до 1920 года, также можно найти в записях таких исполнителей, как Lead Belly и Henry Thomas. Все эти источники свидетельствуют о существовании множества различных структур, отличных от двенадцати, восьми или шестнадцатиступенчатой структуры.
Социальные и экономические причины появления блюза до конца не известны. Первое появление блюза датируется законом об эмансипации 1863 года, между 1870 и 1900 годами, периодом, который совпадает с пост-эмансипацией и более поздним созданием музыкальных клубов как мест, куда чернокожие ходили слушать музыку, танцевать или играть в азартные игры после тяжелого рабочего дня. Этот период соответствует переходу от рабства к долевому земледелию, мелкому сельскохозяйственному производству и расширению железных дорог на юге Соединенных Штатов. Некоторые ученые характеризуют развитие блюзовой музыки в начале 1900-х годов как переход от группового исполнения к индивидуальному исполнению. Они утверждают, что развитие блюза связано с вновь обретенной свободой порабощенного народа.
По словам Лоуренса Левина - "существовала прямая связь между Национальным идеологическим акцентом на личности, популярностью учения Букера т. Вашингтона и подъемом блюза". Левайн утверждал, что психологически, социально и экономически афроамериканцы были аккультурированы таким образом, который был бы невозможен во время рабства, и неудивительно, что их светская музыка отражала это так же, как и их религиозная музыка.

Есть несколько характеристик, общих для всей блюзовой музыки, так как жанр принял свою форму из особенностей некоторых исполнителей. Однако есть некоторые особенности, которые присутствовали задолго до создания современного блюза. Крики призыва и ответа были ранней формой блюзовой музыки; они были "функциональным выражением"... стиль без аккомпанемента или гармонии и неограниченный формальностью какой-либо конкретной музыкальной структуры". Форма этого пре-блюза была слышна в криках рабовладельческого кольца и полевых выкриках, расширенных в "простые сольные песни, наполненными эмоциональным содержанием".
Блюз эволюционировал из несопровождаемой вокальной музыки и устных традиций рабов, импортированных из Западной Африки и сельских негров, в широкий спектр стилей и поджанров, с региональными вариациями по всей территории Соединенных Штатов. Хотя блюз (в каком он виде сейчас) можно рассматривать как музыкальный стиль, основанный как на европейской гармонической структуре, так и на африканской традиции призыва и ответа, которая трансформировалась во взаимодействие голоса и гитары, сама форма блюза не имеет никакого сходства с мелодическими стилями западноафриканских гриотов. Кроме того, существуют теории, что структура блюза с четырьмя ударами, возможно, берет свое начало в индейской традиции игры на барабанах pow wow.
Ни одна конкретная Африканская музыкальная форма не может быть идентифицирована как единственный прямой предок блюза. Однако формат вызова и ответа можно проследить вплоть до музыки Африки. О том, что блюзовые ноты предшествовали их использованию в блюзе и имеют африканское происхождение, свидетельствует "A Negro Love Song" английского композитора Сэмюэля Кольриджа-Тейлора из его африканской Сюиты для фортепиано, написанной в 1898 году, которая содержит синие третью и седьмую ноты.
Инструменты Диддли Боу (самодельный однострунный инструмент, найденный в некоторых частях американского Юга в начале двадцатого века) и банджо - это африканские инструменты, которые, возможно, помогли перенести африканские исполнительские техники в ранний блюзовый инструментальный словарь и оказали влияние на развитие блюзового звучания.
Блюзовая музыка также заимствовала элементы из "Эфиопских арий", шоу менестрелей и негритянских спиритуалов, включая инструментальное и гармоническое сопровождение. Этот стиль также был тесно связан с рэгтаймом, который развивался примерно в то же время, хотя блюз лучше сохранил "оригинальные мелодические узоры африканской музыки".

Музыкальные формы и стили, которые сейчас считаются блюзом, а также современная кантри-музыка возникли в тех же регионах южной части Соединенных Штатов в течение 19-го века. Записанные блюз и кантри-музыку можно найти еще в 1920-х годах, когда индустрия звукозаписи создала маркетинговые категории "race music" и "hillbilly music", чтобы продавать музыку черных для черных и белых для белых соответственно. В то время не было четкого музыкального разделения между "блюзом" и "кантри", за исключением этнической принадлежности исполнителя, и даже это иногда неправильно документировалось звукозаписывающими компаниями.
Хотя музыковеды теперь могут попытаться дать узкое определение блюзу в терминах определенных аккордовых структур и лирических форм, которые, как считается, возникли в Западной Африке, аудитория первоначально слышала музыку в гораздо более общем виде: это была просто музыка сельского юга, особенно дельты Миссисипи. Черно-белые музыканты имели одинаковый репертуар и считали себя скорее "певцами", чем блюзовыми музыкантами. Понятие блюза как отдельного жанра возникло во время черной миграции из сельской местности в город в 1920-е годы и одновременного развития индустрии звукозаписи. Блюз стал кодовым словом для записи, предназначенной для продажи чернокожим слушателям.
Истоки блюза тесно связаны с религиозной музыкой афроамериканского сообщества, спиритуалами. Истоки спиритуалов уходят гораздо дальше, чем блюз, обычно восходя к середине XVIII века, когда рабы были христианизированы и начали петь и играть христианские гимны, в частности те, которые были очень популярны у Исаака Уоттса. Прежде чем блюз получил свое формальное определение в терминах аккордовых прогрессий, он был определен как светский аналог спиритуалов. Это была тихая музыка, которую играли сельские негры.
В зависимости от религиозной общины, к которой принадлежал музыкант, более или менее считалось грехом играть эту низменную музыку: блюз был музыкой дьявола. Поэтому музыканты были разделены на две категории: евангельские певцы и блюзовые певцы, гитарные проповедники и исполнители песен. Однако, когда в 1920-х годах сельская черная музыка начала записываться, обе категории музыкантов использовали схожие методы: паттерны вызова и ответа, блюзовые ноты и слайд-гитары. Тем не менее госпел-музыка использовала музыкальные формы, которые были совместимы с христианскими гимнами и поэтому менее отмечены блюзовой формой, чем ее светский аналог.

dovoyennyy blyuz

Довоенный Блюз

Американская музыкальная издательская индустрия выпускала большое количество музыки рэгтайма. К 1912 году индустрия нотной музыки опубликовала три популярных блюзовых композиции, ускоривших внедрение блюзовых элементов в Tin Pan Alley: "Baby Seals' Blues", написанный "Baby" Franklin Seals (аранжировка Арти Мэтьюза); "Dallas Blues", написанный Хартом Уондом и "The Memphis Blues" написанный W. C. Handy.
Хэнди был формально обученным музыкантом, композитором и аранжировщиком, который помог популяризировать блюз, записывая и организовывая Блюз в почти симфоническом стиле с группами и певцами. Он стал популярным и плодовитым композитором и объявил себя "отцом блюза". Однако его композиции можно описать как слияние блюза с рэгтаймом и джазом, слияние, которому способствовал использованием кубинского ритма хабанеры, который долгое время был частью рэгтайма; фирменной работой Хэнди был "Сент-Луис Блюз".
В 1920-х годах блюз стал главным элементом афроамериканской и американской популярной музыки, достигая белой аудитории через аранжировки Хэнди и классическим исполнителям женского блюза. Блюз эволюционировал от неформальных выступлений в барах до развлечений в театрах. Блюзовые представления были организованы ассоциацией владельцев театральных букеров в ночных клубах, таких как Cotton Club и juke jooks, таких как бары Beale Street в Мемфисе. Несколько звукозаписывающих компаний, таких как American Record Corporation, Okeh Records и Paramount Records, начали записывать афроамериканскую музыку.

По мере роста звукозаписывающей индустрии такие исполнители кантри-блюза, как Bo Carter, Jimmie Rodgers (кантри-певец), Blind Lemon Jefferson, Lonnie Johnson, Tampa Red и Blind Blake, становились все более популярными в афроамериканском сообществе. Уроженец Кентукки Сильвестр Уивер был в 1923 году первым, кто записал стиль слайд-гитары, в котором гитара украшается лезвием ножа или отпиленным горлышком бутылки. Слайд-гитара стала важной частью дельта-блюза. Первые блюзовые записи 1920-х годов классифицируются как традиционный сельский кантри-блюз и более отшлифованный городской блюз.
Исполнители кантри-блюза часто импровизировали, либо без аккомпанемента, либо только с банджо или гитарой. Региональные стили кантри-блюза широко варьировались в начале 20-го века. Дельта-блюз (Миссисипи) был укорененным редким стилем со страстным вокалом в сопровождении слайд-гитары. Малоизвестный Роберт Джонсон объединил в себе элементы городского и сельского блюза. Помимо Роберта Джонсона, влиятельными исполнителями этого стиля были его предшественники Charley Patton и Son House. Такие певцы, как Blind Willie McTell и Blind Boy Fuller, выступали в Юго-Восточной "нежной и лирической" Пьемонтской блюзовой традиции, которая использовала сложную технику игры на гитаре, основанную на регтайме. У Джорджии также была ранняя традиция слайдов с Керли Уивером, Тампой Ред, "Barbecue Bob" Hicks и James "Kokomo" Arnold в качестве представителей этого стиля.
Оживленный Мемфисский блюзовый стиль, который развивался в 1920-х и 1930-х годах близ Мемфиса, штат Теннесси, находился под влиянием таких Джаг-групп, как The Memphis Jug Band или The Gus Cannon's Jug Stompers. Такие исполнители, как Фрэнк Стоукс, Слиппи Джон Эстес, Роберт Уилкинс, Джо Маккой, Кейси Билл Уэлдон и Мемфис Минни использовали множество необычных инструментов, таких как стиральная доска, скрипка, казу или мандолина. Минни из Мемфиса славилась своим виртуозным гитарным стилем. Пианист Мемфис Слим начал свою карьеру в Мемфисе, но его особый стиль был более плавным и имел некоторые элементы свинга. Многие блюзовые музыканты из Мемфиса переехали в Чикаго в конце 1930-х или начале 1940-х годов и стали частью городского блюзового движения.

Urban Blues

Городские блюзовые стили были более кодифицированными и сложными, поскольку исполнитель больше не был в пределах своего местного, непосредственного сообщества и должен был адаптироваться к эстетике более широкой и разнообразной аудитории. Классические исполнительницы городского и водевильного блюза были популярны в 1920—е годы, среди них была "большая тройка" - Гертруда "Ма" Рейни, Бесси Смит и Люсиль Боган. Мами Смит, больше водевильная исполнительница, чем блюзовая артистка, была первой афроамериканкой, записавшей блюзовую песню в 1920 году; ее вторая пластинка, "Crazy Blues", разошлась тиражом 75 000 экземпляров в первый же месяц. Ма Рейни, "Mother of Blues" и Бесси Смит пели вокруг центральных тонов, возможно, для того, чтобы легче проецировать свой голос на заднюю часть комнаты. Смит пела песню в необычной тональности и ее мастерство в изгибе и растягивании нот с ее прекрасным, мощным контральтом, чтобы приспособить ее собственную интерпретацию, было непревзойденным.
В 1920 году водевильная певица Люсиль Хегамин стала второй чернокожей женщиной, записавшей блюз, когда она записала "The Jazz Me Blues", а у Виктории Спиви, которую иногда называли Queen Victoria или Za Zu Girl, начала свою карьеру в звукозаписи в 1926 году и продолжалась сорок лет. Эти записи обычно назывались "race records", чтобы отличать их от записей, проданных белой аудитории. Тем не менее, записи некоторых классических певиц блюза были куплены также белыми покупателями. Вклад этих блюзовых женщин в этот жанр включал усиленную импровизацию на мелодических линиях, необычную фразировку, которая изменяла акцент и влияние текстов, а также вокальную драматургию с использованием криков, стонов и воплей. Таким образом, блюзовые женщины произвели изменения в других типах популярного пения, которые имели спин-оффы в джазе, бродвейских мюзиклах, факельных песнях 1930-х и 1940-х годов, госпеле, ритм-энд-блюзе и, в конечном счете - рок-н-ролле.
Городские исполнители мужской половины включали популярных черных музыкантов той эпохи, таких как: Tampa Red, Big Bill Broonzy и Leroy Carr. Важным лейблом этой эпохи был Чикагский Bluebird Records. До Второй мировой войны Tampa Red иногда называли "мастером гитары". Карр аккомпанировал себе на фортепиано со Скраппером Блэкуэллом на гитаре, формат, который продолжался и в 1950-х годах с такими артистами, как Чарльз Браун и даже Нат "Кинг" Коул.
Буги-вуги был еще одним важным стилем городского блюза 1930-х и начала 1940-х годов. Хотя этот стиль часто ассоциируется с сольным фортепиано, буги-вуги также использовался для сопровождения певцов и как сольная партия, в группах и небольших комбо. Стиль буги-вуги характеризовался правильной басовой фигурой, остинато или риффом и сдвигами уровня в левой руке, продумывая каждый аккорд трели и украшения в правой руке. Буги-вуги был впервые создан Чикагским Джимми Янси и трио буги-вуги (Альберт Аммонс, Пит Джонсон и Миде 'Люкс' Льюис).Чикагские исполнители буги-вуги включали Кларенса "Пайн Топ" Смита и Эрла Хайнса, которые связывали стремительные левые ритмы пианистов рэгтайма с мелодическими фигурами, подобными тем, что были у трубы Армстронга в правой руке. Гладкий Луизианский стиль профессора Лонгхейра и Dr. John смешивает классический ритм-энд-блюз с блюзовыми стилями.
Еще одним событием этого периода стал биг-бэнд блюз. "Территория групп", действующих из Канзас-Сити, оркестр Bennie Moten, Jay McShann и оркестр Count Basie были также сосредоточиться на блюзе с 12-тактовыми блюзовыми инструменталами, такие как Basie's "One O'Clock Jump" и "Jumpin' at the Woodside", и неистовый "блюзовый крик" Джимми Рашинга на такие песнях, как "Going to Chicago" и "Sent for You Yesterday". Хорошо известная блюзовая мелодия биг-бэнда - это песня Гленна Миллера "In the Mood". В 1940-х годах появился стиль jump blues. Jump blues вырос из волны буги-вуги и был сильно подвержен влиянию музыки биг-бэнда.

1950-е

Переход от деревенского блюза к городскому блюзу, начавшийся в 1920-е годы, был вызван последовательными волнами экономического кризиса и бумов, которые привели многих сельских чернокожих к переезду в городские районы, в движение, известное как "великая миграция". Продолжительный бум, последовавший за Второй мировой войной, вызвал еще одну массовую миграцию афроамериканского населения - "вторую великую миграцию", которая сопровождалась значительным увеличением реальных доходов городских чернокожих. Новые мигранты создали новый рынок для музыкальной индустрии. Термин race record, первоначально используемый музыкальной индустрией для афроамериканской музыки, был заменен термином ритм-энд-блюз. Этот быстро развивающийся рынок был отражен в чарте ритм-энд-блюза журнала Billboard. Эта маркетинговая стратегия укрепила тенденции в городской блюзовой музыке, такие как использование электрических инструментов и усиление и обобщение блюзового ритма, блюзового тасования, которое стало повсеместным в R-and-B. Этот коммерческий поток имел важные последствия для блюзовой музыки, которая вместе с джазом и госпелом стала составной частью R-N-B.
После Второй мировой войны новые стили электрического блюза стали популярны в таких городах, как Чикаго, Мемфис, Детройт и Сент-Луис. Электрический блюз использовал электрогитары, контрабас (постепенно заменяемый бас-гитарой), барабаны и губную гармонику (или "блюзовую арфу"), которые играли через микрофон и систему ПА или перегруженный гитарный усилитель. Чикаго стал центром электрического блюза с 1948 года, когда Мадди Уотерс записал свой первый успех "I Can't be Satisfied". Чикагский блюз в значительной степени находится под влиянием дельта-блюза, поскольку многие исполнители мигрировали из региона Миссисипи.
Хаулин Вулф, Мадди Уотерс, Вилли Диксон и Джимми Рид - все они родились в Миссисипи и переехали в Чикаго во время Великого Переселения народов. Их стиль характеризуется использованием электрогитары, иногда слайд-гитары, губной гармоники, а также ритм-секции баса и барабанов. Саксофонист Дж. т. Браун играл в группах под руководством Элмора Джеймса и Дж. Б. Ленуара, но саксофон использовался скорее как бэк-инструмент для ритмической поддержки, чем как ведущий инструмент.
Литтл Уолтер, Сонни Бой Уильямсон (Райс Миллер) и Сонни Терри - хорошо известные гармонисты (называемые блюзовыми музыкантами "арфой"), играющие на ранней Чикагской блюзовой сцене. Другие арфисты, такие как Биг Уолтер Хортон, также были влиятельны. Мадди Уотерс и Элмор Джеймс были известны своим новаторским использованием слайд-электрогитары. Хаулин Вулф и Мадди Уотерс были известны своими глубокими, "хриплыми" голосами.

Басист, плодовитый автор песен и композитор Вилли Диксон сыграл главную роль на Чикагской блюзовой сцене. Он сочинил и написал много стандартных блюзовых песен того периода, таких как "Hoochie Coochie Man", "I Just Want to Make Love to You" (оба написаны для Muddy Waters), "Wang Dang Doodle" и "Back Door Man" для Howlin' Wolf. Большинство художников в стиле Чикаго блюз, записанный в Чикаго на основе шахматной записи и проверки меток записей. Более мелкие блюзовые лейблы этой эпохи включали Vee-Jay Records и J. O. B. Records. В начале 1950-х годов доминирующие чикагские лейблы были оспорены компанией Sun Records Сэма Филлипса в Мемфисе, которая записала B. B. King и Howlin' Wolf, прежде чем он переехал в Чикаго в 1960 году. После того как Филлипс открыл для себя Элвиса Пресли в 1954 году, лейбл Sun обратился к быстро растущей белой аудитории и начал записывать в основном рок-н-ролл.
В 1950-х годах блюз оказал огромное влияние на основную американскую популярную музыку. В то время как популярные музыканты, такие как Бо Диддли и Чак Берри, оба записывающиеся для Chess, находились под влиянием чикагского блюза, их восторженные стили игры отошли от меланхолических аспектов блюза. Чикагский блюз также повлиял на музыку Луизианы zydeco, а Клифтон Шенье использовал блюзовые акценты. Музыканты Zydeco использовали электрическую соло-гитару и каджунские аранжировки блюзовых стандартов.
В Англии электрический блюз укоренился там во время широко известного тура Muddy Waters tour. Уотерс, не подозревая о склонности своей аудитории к скиффлу, акустическому, более мягкому блюзу, включил свой усилитель и начал играть свой Чикагский электрический блюз. Хотя публика была в значительной степени потрясена выступлением, это выступление повлияло на местных музыкантов, таких как Алексис Корнер и Сирил Дэвис, чтобы подражать этому более громкому стилю, вдохновляя Британское вторжение в Rolling Stones и Yardbirds.
В конце 1950-х годов в Вест-Сайде Чикаго появился новый блюзовый стиль, пионерами которого стали Magic Sam, Buddy Guy и Otis Rush на лейбле Cobra Records. "West Side sound" имел сильную ритмическую поддержку от ритм-гитары, бас-гитары и барабанов, а в качестве усовершенствованного Гаем, Фредди Кингом, Мэджиком Слимом и Лютером Эллисоном доминировала усиленная электрическая соло-гитара. Выразительные гитарные соло были ключевой особенностью этой музыки.
Другие блюзовые исполнители, такие как Джон Ли Хукер, имели влияние, не связанное напрямую с Чикагским стилем. Блюз Джона Ли Хукера более "личный", основанный на глубоком грубом голосе Хукера в сопровождении одной электрогитары. Хотя буги-вуги непосредственно не повлиял на него, его "заводной" стиль иногда называют "гитарным Буги". Его первый хит, "Boogie Chillen", достиг 1-го места в чартах R & B в 1949 году.
К концу 1950-х годов жанр swamp blues развивался рядом с Батон-ружем, с такими исполнителями, как Lightnin' Slim, Slim Harpo, Sam Myers и Джерри Маккейн вокруг продюсера J. D. "Jay" Miller и лейбла Excello. Сильно повлияв на Джимми Рида, Swamp blues имеет более медленный темп и более простое использование губной гармоники, чем исполнители чикагского блюза, такие как Little Walter или Muddy Waters. Песни из этого жанра включают в себя "Scratch my Back", "She's Tough" и "i'M A King Bee". Записи Алана Ломакса о Миссисипи Фреда Макдауэлла в конечном итоге привлекут его более широкое внимание как к блюзу, так и к фолку, а монотонный стиль Макдауэлла повлияет на блюзовых музыкантов Северной Миссисипи Хилл-кантри.

blyuz 1960s-1970s

1960s-1970s

К началу 1960-х годов жанры, на которые повлияла афроамериканская музыка, такие как рок-н-ролл и соул, стали частью мейнстрима популярной музыки. Белые исполнители, такие как The Beatles, принесли афроамериканскую музыку новой аудитории, как в США, так и за рубежом. Однако блюзовая волна, которая вывела на первый план таких артистов, как Мадди Уотерс, прекратилась. Блюзмены, такие как Биг Билл Брунзи и Вилли Диксон, начали искать новые рынки сбыта в Европе. Дик Уотерман и организованные им блюзовые фестивали в Европе сыграли важную роль в распространении блюзовой музыки за рубежом. В Великобритании группы подражали американским блюзовым легендам, а британские блюз-рок-группы играли влиятельную роль на протяжении 1960-х годов.
Блюзовые исполнители, такие как Джон Ли Хукер и Мадди Уотерс, продолжали выступать перед восторженной аудиторией, вдохновляя новых артистов, погруженных в традиционный блюз, таких как уроженец Нью–Йорка Тадж-Махал. Джон Ли Хукер смешал свой блюзовый стиль с элементами рока и играл с молодыми белыми музыкантами, создавая музыкальный стиль, который можно услышать в альбоме Endless Boogie 1971 года. Пение Б. Б. Кинга и виртуозная техника игры на гитаре принесли ему одноименное звание "короля блюза". Кинг ввел сложный стиль гитарного соло, основанный на плавном изгибе струн и мерцающем вибрато, который повлиял на многих более поздних электрогитаристов блюза. В отличие от Чикагского стиля, King's band использовал сильную медную поддержку от саксофона, трубы и тромбона, вместо того чтобы использовать слайд-гитару или арфу. Уроженец Теннесси Бобби Блю Блэнд, как и Би Би Кинг, также оседлал жанры блюза и R-N-B. В этот период Фредди Кинг и Альберт Кинг часто играли с рок-и соул-музыкантами (Эрик Клэптон и Букер T & the MGs) и оказали большое влияние на эти стили музыки.
Музыка движения за гражданские права и движения за свободу слова в США вызвали возрождение интереса к музыке американских корней и ранней афроамериканской музыке. Кроме того, такие фестивали, как Newport Folk Festival, принесли традиционному блюзу новую аудиторию, что помогло возродить интерес к довоенному акустическому блюзу и таким исполнителям, как Son House, Mississippi John Hurt, Skip James и Reverend Gary Davis. Многие сборники классического довоенного блюза были переизданы лейблом Yazoo Records. Дж. Б. Ленуар из Чикагского блюзового движения в 1950-х годах записал несколько пластинок с использованием акустической гитары, иногда в сопровождении Вилли Диксона на акустическом басу или барабанах. Его песни, первоначально распространявшиеся только в Европе, комментировали политические проблемы, такие как расизм или проблемы Вьетнамской войны, что было необычно для этого периода.
Интерес белой аудитории к блюзу в 1960-е годы возрос благодаря Чикагской блюзовой группе Пола Баттерфилда с гитаристом Майклом Блумфилдом и британскому блюзовому движению. Стиль британского блюза развивался в Великобритании, когда такие группы, как The Animals, Fleetwood Mac, John Mayall & the Bluesbreakers, The Rolling Stones, The Yardbirds, супергруппа Cream и ирландский музыкант Рори Галлахер исполняли классические блюзовые песни из традиций Delta или Chicago blues.
В 1963 году Лерой Джонс, позже известный как Амири Барака, был первым, кто написал книгу о социальной истории блюза в Blues People: the Negro Music in White America. Британские и блюзовые музыканты начала 1960-х годов вдохновили ряд американских блюз-рок-фьюжн-исполнителей, в том числе The Doors, Conservated Heat, the early Jefferson Airplane, Janis Joplin, Johnny Winter, The J. Geils Band, Ry Cooder и Allman Brothers Band. Один исполнитель блюз-рока, Джими Хендрикс, был редкостью в своей области в то время: Черный человек, который играл психоделический рок. Хендрикс был опытным гитаристом и пионером в инновационном использовании искажений и звуковой обратной связи в своей музыке. Через этих исполнителей и других блюзовая музыка повлияла на развитие рок-музыки.
В начале 1970-х годов появился Техасский рок-блюзовый стиль, который использовал гитары как в сольных, так и в ритмических ролях. В отличие от Вест-Сайд-блюза, Техасский стиль находится под сильным влиянием британского рок-блюзового движения. Основными исполнителями Техасского стиля являются Джонни Уинтер, Стиви Рэй Воган, The Fabulous Thunderbirds (во главе с гармонистом и певицей Ким Уилсон) и ZZ Top. Все эти артисты начали свою музыкальную карьеру в 1970-х годах, но они не достигли международного успеха до следующего десятилетия.

С 1980-х годов по настоящее время

С 1980-х годов наблюдается возрождение интереса к блюзу среди определенной части афроамериканского населения, особенно в окрестностях Джексона, Миссисипи и других регионов глубокого Юга. Часто называемая "soul blues" или "Southern soul", музыка, лежащая в основе этого движения, получила новую жизнь благодаря неожиданному успеху двух конкретных записей на Джексоновском лейбле Malaco: Z. Z. Hill's Down Home Blues (1982) и Little Milton The Blues is Alright (1984). Современные афроамериканские исполнители, работающие в этом стиле блюза, включают Бобби Раша, Дениз Ласалль, Cира Чарльза Джонса, Бетти Лаветт, Марвина Сиза, Пегги Скотт-Адамс, Мэла Уэйтерса, Кларенса Картера, Доктора "Feel Good" Поттса, О. Б. Бучану, Мисс Джоди, Ширли Браун и десятки других.
В течение 1980-х годов блюз также продолжал существовать как в традиционных, так и в новых формах. В 1986 году альбом Strong Persuader объявил Роберта Крея главным блюзовым исполнителем. Первая запись Стиви Рэя Воана Texas Flood была выпущена в 1983 году, и техасский гитарист взорвался на международной сцене. Популярность Джона Ли Хукера возродилась вместе с альбомом The Healer в 1989 году. Эрик Клэптон, известный своими выступлениями с The Blues Breakers и Cream, вернулся в 1990-е годы со своим альбомом Unplugged, в котором он сыграл несколько стандартных блюзовых номеров на акустической гитаре.
Однако, начиная с 1990-х годов, цифровая многодорожечная запись и другие технологические достижения, а также новые маркетинговые стратегии, включая производство видеоклипов, увеличили затраты, бросив вызов спонтанности и импровизации, которые являются важным компонентом блюзовой музыки.
В 1980-х и 1990-х годах были выпущены блюзовые издания, такие как Living Blues и Blues Revue, крупные города начали формировать блюзовые общества, более распространенными стали открытые блюзовые фестивали, а также появилось больше ночных клубов и мест для блюза.
В 1990-х годах в основном игнорируемый Блюз Хилл-кантри получил незначительное признание как в блюзовых, так и в альтернативных рок-музыкальных кругах с артистами Северной Миссисипи Р. Л. Бернсайдом и Джуниором Кимброу. Исполнители блюза исследовали целый ряд музыкальных жанров, как это можно увидеть, например, из широкого спектра номинантов ежегодной премии Blues Music Awards, ранее названной W. C. Handy Awards или премии Грэмми за лучший современный и традиционный блюзовый альбом. В чарте альбомов Billboard Blues представлен обзор текущих блюзовых хитов. Современная блюзовая музыка питается несколькими блюзовыми лейблами, такими как: Alligator Records, Ruf Records, Severn Records, Chess Records (MCA), Delmark Records, NorthernBlues Music, Fat Possum Records и Vanguard Records (Artemis Records). Некоторые лейблы славятся переоткрытием и ремастерингом блюзовых раритетов, в том числе Arhoolie Records, Smithsonian Folkways Records (наследник Folkways Records) и Yazoo Records (Shanachie Records).

Музыкальное Воздействие

Блюзовые музыкальные стили, формы (12-тактовый блюз), мелодии и блюзовая шкала оказали влияние на многие другие жанры музыки, такие как рок-н-ролл, джаз и популярная музыка. Выдающиеся джазовые, фолк или рок-исполнители, такие как Луи Армстронг, Дюк Эллингтон, Майлз Дэвис и Боб Дилан, исполнили значительные блюзовые записи. Блюзовая шкала часто используется в популярных песнях, таких как "Blues in the Night" Гарольда Арлена, блюзовые баллады, такие как "Since I Fell for You" и "Please Send Me Someone to Love", и даже в оркестровых произведениях, таких как "Rhapsody in Blue" Джорджа Гершвина и "Concerto in F". Вторая "прелюдия" Гершвина для фортепианого соло - интересный пример классического блюза, выдерживающего форму с академической строгостью. Блюзовая шкала вездесуща в современной популярной музыке и предоставляет множество модальных фреймов, особенно лестницу третей, используемую в рок-музыке (например, в "A Hard Day's Night"). Блюзовые формы используются в теме телевизионного Бэтмена, хита подростка кумира Фабиана Форте "Turn Me Loose", музыки звезды кантри Джимми Роджерса и хита гитариста/вокалиста Трейси Чэпмена "Give Me One Reason".
Ранние блюзмены кантри, такие как Скип Джеймс, Чарли Паттон, Джорджия том Дорси играли кантри и городской блюз, и имели влияние от духовного пения. Дорси помогал популяризировать госпел-музыку. Госпел-музыка развивалась в 1930-х годах вместе с Квартетом "Golden Gate". В 1950-х годах соул-музыка Сэма Кука, Рэя Чарльза и Джеймса Брауна использовала элементы госпела и блюза. В 1960-х и 1970-х годах госпел и блюз были объединены в соул-блюзовую музыку. Фанк-музыка 1970-х годов находилась под влиянием соула; фанк можно рассматривать как предшественник хип-хопа и современного R-N-B.
Cтилm r'n'b можно проследить до духовой и блюза. В музыкальном отношении спиритуалы были потомками хоровых традиций Новой Англии и в частности гимнов Исаака Уоттса, смешанных с африканскими ритмами и формами призыва и ответа. Спиритуалы или религиозные песнопения в афроамериканском сообществе задокументированы гораздо лучше, чем "low-down" блюз. Духовное пение развивалось потому, что афроамериканские общины могли собираться на массовые или богослужебные собрания, которые назывались лагерными собраниями.
До Второй мировой войны границы между блюзом и джазом были менее четкими. Обычно джаз имел гармонические структуры, происходящие от духовых оркестров, в то время как блюз имел блюзовые формы, такие как 12-тактовый блюз. Однако jump blues 1940-х годов смешал оба стиля. После Второй мировой войны блюз оказал значительное влияние на джаз. Классики бибопа, такие как "Now's the Time" Чарли Паркера, использовали блюзовую форму с пентатонической гаммой и блюзовыми нотами.

Бибоп ознаменовал собой серьезный сдвиг в роли джаза, от популярного стиля музыки для танцев, к "высокохудожественной", менее доступной, церебральной "музыке музыканта". Аудитория как для блюза, так и для джаза разделилась, и граница между блюзом и джазом стала более четкой.
12-тактовая структура блюза и блюзовая шкала оказали большое влияние на рок-н-ролл. Рок-н-ролл был назван "блюзом с бэкбитом". Карл Перкинс назвал рокабилли "блюзом с кантри-битом". Рокабилли также считались 12-тактным блюзом, исполняемым с блюграсс-ритмом. "Hound Dog", с ее неизменной 12-барной структурой (как в гармонии, так и в лирике) и мелодией, центрированной на плоской трети тоника (и плоской седьмой части субдоминанта), является блюзовой песней, трансформированной в рок-н-ролльную песню. Стиль рок-н-ролла Джерри Ли Льюиса сильно повлиял на блюз и его производные буги-вуги. Его стиль музыки был не совсем рокабилли, но его часто называли настоящим рок-н-роллом (этот лейбл он делит с несколькими афроамериканскими рок-н-ролльщиками).
Многие ранние рок-н-ролльные песни основаны на блюзе: "That's All Right Mama", "Johnny B. Goode", "Blue Suede Shoes", "Whole Lotta Shakin' Goin On", "Shake, Rattle, And Roll" и " Long Tall Sally". Ранние афроамериканские рок-музыканты сохранили сексуальные темы и инсинуации блюзовой музыки: "Got a gal named Sue, knows just what to do" ("Tutti Frutti", Little Richard) или "See the girl with the red dress on, She can do the Birdland all night long" ("What'D I Say", Рэй Чарльз). 12-барная блюзовая структура может быть найдена даже в новых поп-песнях, таких как "Obviously Five Believers" Боба Дилана и "Cinderella Rockefella" Эстер и Аби Офарим.
Ранняя музыка кантри была пропитана блюзом. Джимми Роджерс, Мун Малликан, Боб Уиллс, Билл Монро и Хэнк Уильямс - все они называли себя блюзовыми певцами, и их музыка имеет блюзовое чувство, которое отличается, по крайней мере на первый взгляд, от более поздней кантри-поп-музыки таких исполнителей, как Эдди Арнольд. И все же, если оглянуться назад, Арнольд тоже начал петь блюзовые песни вроде "Я буду держать тебя в своем сердце". Большая часть кантри-музыки 1970-х годов "outlaw" Вилли Нельсона и Уэйлона Дженнингса также заимствована из блюза. Когда Джерри Ли Льюис вернулся в кантри после упадка рок-н-ролла 1950-х годов, он пел свою страну с чувством блюза и часто включал блюзовые стандарты в свои альбомы.

В популярной культуре

Как и джаз, рок-н-ролл, хэви-метал, хип-хоп, регги, рэп, кантри и поп-музыка, блюз был обвинен в том, что он является "дьявольской музыкой" и провоцирует насилие и другие плохие поступки. В начале 20-го века блюз считался сомнительным, особенно когда белая аудитория начала слушать блюз в 1920-х годах. В начале двадцатого века У. С. Хэнди был первым, кто популяризировал блюзовую музыку среди негритянских американцев.
Во время блюзового возрождения 1960-х и 70-х годов акустический блюзовый исполнитель Тадж-Махал и легендарный Техасский блюзмен Лайтнин Хопкинс писали и исполняли музыку, которая занимала видное место в популярном и признанном критиками фильме Sounder (1972). Этот фильм принес Махалу номинацию на премию "Грэмми" за лучшую оригинальную партитуру, написанную для кинофильма, и номинацию на премию BAFTA. Почти 30 лет спустя Махал написал блюз для банджо и исполнил композицию "claw-hammer style" в фильме 2001 года "Songcatcher", который был посвящен истории сохранения музыки корней Аппалачей.
Пожалуй, самым заметным примером блюзового стиля музыки конца 20-го века стал 1980 год, когда Дэн Эйкройд и Джон Белуши выпустили фильм "Братья Блюз". Этот фильм собрал вместе многих самых влиятельных людей в жанре ритм-энд-блюза, таких как Рэй Чарльз, Джеймс Браун, Кэб Кэллоуэй, Арета Франклин и Джон Ли Хукер. Сформированная группа также начала успешное турне под названием Blues Brothers marquee. 1998 год принес сиквел, Blues Brothers 2000, который, хотя и не имел такого большого критического и финансового успеха, включал в себя гораздо большее число блюзовых исполнителей, таких как B. B. Кинг, Бо Диддли, Эрика Баду, Эрик Клэптон, Стив Уинвуд, Чарли Мидсуайт, Блюз Тревелер, Джимми Воэн и Джефф Бакстер.
В 2003 году Мартин Скорсезе предпринял значительные усилия для популяризации блюза среди широкой аудитории. Он попросил нескольких известных режиссеров, таких как Клинт Иствуд и Вим Вендерс, принять участие в серии документальных фильмов для PBS под названием "Блюз". Он также принимал участие в издании сборников основных блюзовых исполнителей в серии высококачественных компакт-дисков. Блюзовый гитарист и вокалист Кеб' МО' исполнил свою блюзовую версию песни "America, The Beautiful" в 2006 году, чтобы закрыть заключительный сезон телесериала The West Wing.
Блюз был выделен в сезоне 2012 года, эпизоде 1 "In Performance at the White House", озаглавленном "Red, White and Blues". На шоу, организованном президентом Обамой и миссис Обама, выступали Би-Би Кинг, Бадди Гай, Гэри Кларк-младший, Джефф Бек, Дерек Тракс, Кеб Мо и другие.